Для слабовидящих

Эмоции в жизни человека

Эмоции, простым языком, это ответная кратковременная реакция на какое-либо событие или ситуацию. Часто, понятия эмоции и чувство используют как слова синонимы, но это не совсем верно.   Чувство – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо  объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события.

К примеру, найденная в кармане  зимнего пуховика банкнота, вызывает радость, потерянная – грусть.  Как правило, эмоции быстро проходят, если реакция на событие или явление, так или иначе, сходит на нет. Вы наши купюру – и  радуетесь. Потом  отвлекаетесь – и радость уходит.

Когда мы испытываем любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и так далее, эти чувства постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти один шаг).

Сейчас хотелось бы обратить внимание на эмоции. Бывает ли такое,  что  вы даёте реакцию и не понимаете «почему я так поступил(а) ? ». Легко ли можете понять  свои эмоции? Случается ли такое, что какое-то событие, ситуация или конфликт в семье, вызывает такую бурю эмоций, что остановиться вы уже не можете и выплёскиваете всё, чего бы даже не хотели?

Эмоции как помогают нам жить, часто даже спасают нас, так и затрудняют её. Когда наш мозг получает сигнал тревоги, например, от страха, тогда срочные сообщение отправляются к главным отделам мозга: это вызывает секрецию  гормонов « бей или беги» в организме, мобилизует центры, обеспечивающие движение и активирует сердечнососудистую систему, мышцы и  пищеварительный канал. Тогда при встрече с опасностью, эмоция страх, может спасти нам жизнь.

Бывает, что эмоции оказываются губительными для плодотворного мышления как в смысле принятия  разумных решений, так и просто способности ясно мыслить. Эмоции важны для нормального мышления. В танце чувства и мысли, эмоциональная способность управляет нашими моментальными решениям и действуя сообща с рациональным умом, включает или выключает мышление. Аналогичным и думающий мозг выступает в роли управляющего нашими эмоциями, за исключением тех моментом, когда эмоции выходят из-под контроля. Важно установить  гармонию между эмоциями и разумом. Чтобы с успехом реализовать эту систему в нашей жизни, прежде всего, следует лучше осознать, что значит пользоваться эмоциями  с умом.

В одной японской старинной сказке рассказывалось об одном воинственном самурае, который потребовал от учителя дзэн, чтобы тот объяснил ему, что такое рай и ад. Но монах с презрением ответил: « Ты всего лишь неотёсанный мужлан, я не могу попусту тратить время на таких,  как ты!»

Почувствовав, что задета его честь, самурая пришёл в ярость – и схватив из ножен меч, крикнул: «Да я мог бы убить тебя за твою дерзость!»

«Это и есть ад», – спокойно сказал монах.

Поражённый тем, насколько, точно определил учитель владевшее им бешенство, самурай успокоился, вложил меч в ножны и с поклоном  благодарил монаха за науку.

«А вот это рай», –  сказал монах.

Внезапное осознание самураем собственного возбуждённого состояния показывает разницу между тем состоянием, когда человек охвачен какими-либо эмоциями, и осознанием им того, что эти эмоции ведут его не туда.

На первый взгляд может показаться, что наши чувства очевидны: однако размышляя,  мы припомним, сколько раз не замечали, как в действительности относимся к тем или иным вещам, или осознавали эти чувства много позже.

Как наказывал Сократ « Познай самого себя». Это высказывание подразумевает именно осознание собственных чувств, когда они возникают.  Самосознание означает, осведомлённость, как о своём настроении, так и мыслях о своём настроении.

Для того чтобы научиться справляться с эмоциями начните с того, что:

  • Идентифицируйте и называйте те эмоции, которые испытываете;
  • Оценивайте степень силы чувств, которые испытываете;
  • Разговоры с собой – ведение « внутреннего диалога» как способ справиться с темой или проблемой или подкрепить собственное поведение;
  • Самосознание, наблюдение за собой и осознание своих чувств»
  • Создайте словарь, где будут написаны эмоции;
  • Прослеживайте связь между мыслями, эмоциями и реакциями;
  • Личная ответственность: умение брать на себя ответственность, осознание последствий своих решений и поступков, принятие своих чувств и настроений, доведение дел до конца согласна обязательствам.

 

Психолог, Поликлиники №2

Козлова Валерия Александровна